21.07.2017 XXII Международная научная конференция «Системный анализ, управление и навигация» подробнее...
03.07.2017 Лицензия на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности подробнее...
История института

2.5. Компрессоры

Первые компрессоры в нашей стране были выпущены в конце 90-х годов 19 века. В период до революции компрессоростроение не получило развития. Выпускались лишь простейшие, даже для того времени, поршневые компрессоры. Применение их в промышленности было ограниченным. Примитивные воздуходувные средства - вентиляторы "Сирокко", и те закупались за границей. Компрессоры высокого давления и центробежные компрессоры, появившиеся в начале века за границей, еще не требовались в промышленности России. В числе первых компрессорных заводов, выпускавших поршневые компрессоры, были теперешний Московский завод "Борец", выпустивший первую машину еще в конце прошлого столетия, Московский завод "Компрессор", Сумский машзавод им. Фрунзе. Однако общее число выпускавшихся машин измерялось единицами. Выполнение планов индустриализации страны в первой пятилетке (1928/29-1932/33 гг.) выявило необходимость организации выпуска компрессоров отечественными заводами. Возникла необходимость в машинах всех типов. Освоение выпуска отечественных компрессоров в 30-х годах было связано с серьезными техническими трудностями. Опыта конструирования и изготовления таких машин практически не было. Несмотря на это, к 1941 г. подавляющее большинство машин для новостроек уже поставляли отечественные заводы. Импорт был почти полностью прекращен. Большую роль в создании отечественной школы тяжелого поршневого компрессоростроения сыграл организованный в 1931 г. институт Гипроазотмаш, после войны преобразованный в Ленинградский филиал НИИхиммаша. Большинство выпускавшихся до войны машин было разнотипными, а их характеристики в значительной мере случайными. Машины были тихоходными и обладали низким к.п.д. После войны Сумский им. М.В. Фрунзе и Мелитопольский машиностроительные заводы были быстро восстановлены и расширены, возникли новые компрессорные заводы. Конструкторская и исследовательская работа возобновилась в Лаборатории компрессорных машин в НИИхиммаше (с 1943 г.) и в его Ленинградском филиале (с 1946 г.), приступили к работе заводские конструкторские бюро. В НИИхиммаше отдел компрессорных машин организован в марте 1945 г. (в 1946 г. преобразованный в отдел компрессорных и холодильных машин). Работа компрессорных отделов в Москве и Ленинграде была сразу же специализирована. Московский НИИхиммаш стал работать над поршневыми компрессорами средних размеров и холодильными машинами, а Ленинградский филиал - над тяжелыми горизонтальными компрессорами высокого давления, над которыми еще до войны работал Гипроазотмаш. В связи с организацией ЦКБХМ конструкторские работы по холодильным машинам в НИИхиммаше велись в очень малом объеме. С 1946 г. компрессорный отдел института работает над новыми конструкциями быстроходных поршневых машин с V и W-образным, угловым и оппозитным расположением цилиндров. Эти типы машин отличаются лучшей уравновешенностью, меньшими размерами и массой по сравнению с вертикальными и горизонтальными. Все работы компрессорного отдела, в т.ч. и исследовательские, как правило, заканчиваются разработкой конструкции и пуском ее в эксплуатацию. Поэтому не возникает вопросов с внедрением тех или иных достижений в промышленность. Кроме большого числа конструкторских работ, разрабатываются стандарты на основное компрессорное оборудование, проводятся научно-исследовательские работы.

Приказом Главхиммаша от 21 мая 1946 г. для расширения и координации работ в области компрессоров, холодильных машин и проведения научно-исследовательских работ в ведение НИИхиммаша с 1 июня передан конструкторский отдел Всесоюзной центральной проектно-монтажной конторы Главхимбуммаша (ВЦПМК). Инженерно-технический состав этого отдела (Герасим Васильевич Асланов, Арон Борисович Вершок, Ромуальд Иванович Гиро и другие) вошли в отдел компрессорных и холодильных машин института.

Руководителями отдела работали: Виктор Александрович Румянцев (март 1945 - сентябрь 1953), исполняющий обязанности начальника отдела Герасим Васильевич Асланов (октябрь 1953 - июль 1961), В.А. Румянцев (июль 1961 - май 1972), исполняющий обязанности начальника отдела Сергей Михайлович Алтухов (май 1972 - октябрь 1972), Эдуард Семенович Гриднев (октябрь 1972 - август 1982), Николай Михайлович Сахаров (сентябрь 1982 - февраль 1990), Александр Викторович Жуков (февраль 1990 - март 1993), Владислав Георгиевич Савушкин (сентябрь 1993 - октябрь 1994); после перевода отдела 03 в СОКБ под индексом "Отдел 10/5" В.Г. Савушкин остался начальником этого отдела по настоящее время.

В отделе 3 непрерывной "череды" заместителей начальника отдела не было - в отдельные годы эта должность вводилась в штатное расписание, в иные годы отсутствовала. Удалось установить следующих заместителей начальника отдела: Арон Борисович Вершок (апрель 1963 - январь 1965), Ромуальд Иванович Гиро (март 1973 - октябрь 1976), А.В. Жуков (январь 1983 - июль 1986).

По состоянию на 1 сентября 1946 г. отдел имел в своем составе КБ, Холодильную лабораторию и Компрессорную лабораторию.

Осенью 1947 г. отдел Промышленных испытаний (ПИ) был преобразован в лабораторию и придан Отделу компрессорных и холодильных машин. В 1949 г. лаборатория получила 24. С этого года и до 1953 г. в отделе функционировала только одна Лаборатория компрессорных и холодильных машин 24. Ее начальник кандидат технических наук Константин Иванович Яковлев работал в отделе до сентября 1949 г., затем перешел на педагогическую работу в Московский торфяной институт. В связи с его уходом исполнение обязанностей начальника лаборатории 24 возложено на Анатолия Николаевича Жеребцова, работавшего в отделе старшим инженером с апреля 1946 г.

До 1950 г. всеми конструкторскими работами руководил начальник отдела В.А. Румянцев (начальник КБ в отделе еще не был назначен).

В период четвертой (первой послевоенной) пятилетки (1946 -1950 гг.) в отделе под непосредственным руководством В.А. Румянцева созданы новые высокопроизводительные машины, часть которых не имела аналогов в мировой технике. В 1946 г. отдел совместно с КБ Ленинградского завода им. М.В. Фрунзе разработал конструкцию передвижной компрессорной станции ЗИФ-ВКС-6 с дизельным приводом; освоение этой станции положило начало крупносерийному выпуску первых передвижных компрессорных станций в СССР. Очень важной работой того времени по праву можно считать передвижные компрессорные станции АКС-8 и САКС-200. Первая стала серийно выпускаться заводом "Уралкомпрессор", она предназначалась для обслуживания аэродромов; несколько лет спустя станция получила высокую награду на Международной выставке в Брюсселе - большую золотую медаль "Гран-При". Создан мощный коксогазовый поршневой компрессор 5КГ-100/13, выпуск которого в 1949 г. освоил московский завод "Компрессор"; партии таких машин установлены на Московском коксогазовом заводе и на ряде заводов в производствах искусственного каучука. В отделе были проведены первые отечественные работы по холодильным машинам с новым хладагентом - фреоном-12; в 1948 г. разработана конструкция фреонового агрегата ФАК-0,6, освоенного харьковским заводом "Торгмаш". В этот период созданы также первые отечественные мембранные компрессоры для сжатия чистых газов МК-2,5/200 и МК-10/6, водокольцевой разрежающий насос ВРН-120/6 (ведущий конструктор А.Б. Вершок), ротационные газодувки РГН-30, РВН-95, РГН-172, РВ-230, РГН-1200 (ведущий конструктор Н.А. Германов). В результате проведения испытаний компрессоров АКС-8, ВКУ-6/8, ВКУ-2/8 и ВКС-6 ("Исследование работы воздушных компрессоров"; руководитель темы А.Н. Жеребцов) были получены опытные данные по работе самодействующих ленточных клапанов. Среди пионеров отдела 3, при активном участии которых в первой послевоенной пятилетке создавались новые направления в развитии советского компрессоростроения, по праву можно назвать Г.В. Асланова, А.Б. Вершка, А.Н. Жеребцова, Р.И. Гиро, А.Б. Харченко.

Согласно новой структуре института (1953 г.) Отдел компрессорных и холодильных машин 3 состоял из КБ во главе с Г.В. Аслановым (июнь 1950 - декабрь 1959) и Лаборатории компрессорных и холодильных машин 24 под руководством Анатолия Николаевича Жеребцова (сентябрь 1949 - июнь 1956; сентябрь 1957 - ноябрь 1964). После передачи институту ВНИИхолодмаш в 1955 г. работ по холодильным машинам лаборатория 24 стала называться Лабораторией компрессорных машин.

В период пятой пятилетки (1951-1955 гг.) отдел создал ряд проектов, осуществленных в нашей стране впервые: передвижная компрессорная станция ПГКС-2/6 для горных условий работ специального назначения (руководитель темы Г.В. Асланов); воздушные компрессоры ВУ-22/6 и дожимающий ДВУ-22/6-220, предназначенные для крупной транспортной установки (руководитель темы Г.В. Асланов, ведущий конструктор В.А. Макаренков), машины отличаются высоким числом оборотов, хорошей уравновешенностью и малым весом; компрессорные агрегаты для обслуживания выключающей и распределительной аппаратуры всех крупных электростанций СССР - КУЭ-60/40 (руководитель темы В.А. Румянцев, руководитель работ по автоматике Д.Н. Попов) и ВШ-3/40 (руководитель темы Г.В. Асланов); компрессор газоотбора и газоотсоса ГГО-5/18 (руководитель темы Г.В. Асланов, ведущий конструктор А.Б. Вершок). При непосредственном участии А.Б. Вершка в этот период разработаны также поршневой вакуум-насос ВН-120, водородный компрессор 1ВУВ-45/150, газомотокомпрессоры 10ГК3/350 и 8ГК-1,1/350.

В работах отдела по стандартизации большое внимание было уделено компрессорам общего назначения. Основным стандартом по этим машинам, определившим в то же время развитие компрессоростроения в послевоенные годы, явился разработанный А.Б. Вершком ГОСТ 6791-53. В соответствии с этим стандартом разработаны и серийно выпускаются 11 типоразмеров машин, из них 6 - бескрейцкопфных и 5 - крейцкопфных, в том числе 4 типоразмера с угловым расположением цилиндров (ВП 10/8, ВП 20/8, ВП 30/8 и ВП 50/8).

В Отделе компрессорных и холодильных машин начинал свою трудовую, инженерную и научную деятельность нынешний Генеральный директор АО "НИИхиммаш" Николай Михайлович Самсонов. После окончания МВТУ им. Н.Э. Баумана он в августе 1950 г. был направлен в НИИхиммаш и зачислен в лабораторию 24 отдела 3. Здесь за сравнительно короткий срок Н.М. Самсонов прошел путь от рядового инженера до старшего научного сотрудника, а в период с июня 1956 по сентябрь 1957 г. (еще до защиты диссертации) исполнял обязанности начальника лаб. 24. После окончания аспирантуры Николай Михайлович в мае 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование ленточных самопружинящих клапанов поршневых компрессоров". В диссертационной работе в результате теоретических и экспериментальных исследований разработан метод расчета потерь энергии в самодействующих клапанах и получены необходимые данные для конструирования ленточных клапанов. Это была первая защита кандидатской диссертации сотрудником компрессорного отдела. Научная деятельность Н. М. Самсонова в отделе 3 была прервана в ноябре 1958 г. в связи с избранием его секретарем парткома института и завода.

В декабре 1959 г. А.Б. Вершок назначен начальником КБ, сменив на этой должности Г.В. Асланова, который продолжал исполнять обязанности начальника отдела до 1961 г.; в июле он ушел на пенсию. В апреле 1963 г. А.Б. Вершок назначен заместителем начальника отдела с освобождением его от должности начальника КБ, на которую назначен Р.И. Гиро. Начальником лаборатории 24 продолжал работать А.Н. Жеребцов.

Приказом по институту 318 от 24 ноября 1964 г. введена утвержденная заместителем Председателя Госкомитета химического и нефтяного машиностроения при Госплане СССР 28 сентября 1964 г. новая структура института, согласно которой в компрессорном отделе 3 созданы: Лаборатория специальных компрессорных машин 31, КБ 1, Лаборатория компрессорных машин общего назначения 32, КБ 2. Начальником лаборатории 31 назначен кандидат технических наук А.Б. Вершок (январь 1965 - июль 1970), начальником КБ 1 - Николай Михайлович Сахаров (декабрь 1964 - май 1979), начальником лаборатории 32 - А.Н. Жеребцов (декабрь 1964 - май 1968), начальником КБ 2 - Р.И. Гиро (декабрь 1964 - ноябрь 1968).

В течение трехлетия (1956-1958 гг.) и семилетия (1959-1965 гг.) отдел на базе ГОСТа 6791-53 разработал проекты воздушных стационарных компрессоров малой производительности ВУ-3/4, ВУ-6/4 и ВУ-6/8, а также воздушный стационарный компрессор с воздушным охлаждением ВУ-3/8-В, выпускавшиеся серийно. Под руководством А.Б. Вершка разработаны поршневой бескрейцкопфный вакуум-насос ВКН-6, газовый компрессор ГО-1,3/30, водородный компрессор ВКВ-0,8/150, гелиевый компрессор ВКГ-0,8/30. Под руководством Р.И. Гиро ведущие конструкторы В.А. Соколов и В.И. Ремизов создали бескрейцкопфные машины общего назначения, в том числе угловые компрессоры общего назначения, а также вакуум-компрессоры ДВНП-11 и ВНП-0,75; ведущий конструктор Н.М. Сахаров работал над проектами газового компрессора ГК0,065/45 для морского флота, вакуум-компрессора ВНК-0,7/150, ВП-20/8М, ротационных газодувок Гр50/0,8 и Гр25/0,8. В.Г. Савушкин был ведущим исполнителем водокольцевого компрессора для сжатия сероводорода, водокольцевого вакуум-насоса производительностью 150 м3/мин, участвовал в разработке компрессора ВК-0,035/200.

В 1960 г. отдел разработал нормаль на типы и основные параметры передвижных компрессорных станций общего назначения. В 1962-65 гг. в соответствии с этой нормалью были проведены исследовательские работы и разработаны новые типы ротационных маслозаполненных пластинчатых компрессоров (РК-10, РК-6, РК-16 и РК-3), а также передвижных станций общего назначения (ПР-6, ПР-10, ПР-16) (ведущий конструктор В.А. Соколов).

Отдел разработал 11 типоразмеров мембранных компрессоров, которые вначале были освоены на ЭЗХМ, а затем их изготовление передано заводу "Уралкомпрессор".

По совокупности выполненных и опубликованных работ в области теории и практики компрессоростроения В.А. Румянцев (1963) и А.Б. Вершок (1964) защитили кандидатские диссертации.
В 1965 г. в отделе 3 (начальник отдела кандидат технических наук В.А. Румянцев) числилось 56 человек. В Лаборатории специальных компрессорных машин 31 (начальник лаборатории кандидат технических наук А.Б. Вершок) - 10 сотрудников, в том числе старший научный сотрудник Н.В. Соломатин, младший научный сотрудник Л.И. Антонова, инженер Ю.П. Фишман и другие. В КБ 1 (начальник КБ Н.М. Сахаров) - 18 сотрудников, в том числе групповые инженеры-конструкторы В.И. Ремизов и В.А. Соколов, старшие инженеры-конструкторы С.И. Курицына, Н.Л. Пелеева, В.Г. Савушкин, Л.А. Семейнова, А.Я. Семенова, Н.М. Трусова, инженеры-конструкторы А.В. Говоркова, Н.И. Жуковская, Л.А. Лежнева, С.А. Склярова и другие. В Лаборатории компрессорных машин общего назначения 32 (начальник лаборатории А.Н. Жеребцов) - 9 сотрудников, в том числе групповой инженер С.М. Алтухов, младшие научные сотрудники И.Ю. Славин и Э. А. Левин, инженер В.А. Кузнецова и другие. В КБ 2 (начальник КБ Р.И. Гиро) - 17 сотрудников, в том числе групповой инженер-конструктор В.Д. Кузнецов, старшие инженеры-конструкторы Л.А. Ерзикова, Е.Н. Жукова, Г.А. Липская, Л.А. Троицкая, А.С. Филиппович, Л.Н. Цибизов, инженеры-конструкторы В.Ф. Пехтерев, Н.П. Савушкина, Т.В. Сысоева, З.А. Шелепова и другие.

В период восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) под руководством Н.М. Сахарова создан ряд оригинальных конструкций быстроходных компрессорных агрегатов специального назначения, в том числе ГКА-0,05/60, ГКВА-0,03/200. В.Г. Савушкин участвовал в разработке жидкостно-кольцевых машин ДВВН-150 и КЖ-2,5/0,2-1,5 и компрессора высокого давления КВД-3/800, компрессорных агрегатов ГКА-0,08/100 и ГУ-0,6/25-1.

Кроме создания новых базовых моделей и конструктивных модификаций машин, большое внимание уделялось повышению качества и технико-экономических показателей поршневых компрессоров общего назначения. Этому способствовало введение ГОСТ 7426-55 и ГОСТ 9011-59, разработанных НИИхиммашем. В результате проведенной совместно с заводами-изготовителями (Московский завод "Борец" и Краснодарский компрессорный завод) работы компрессоры с угловым расположением цилиндров (типа "ВП") были аттестованы на высшую категорию качества с присуждением им "ГЗК".

По результатам научно-исследовательских работ, проведенных в отделе, С.М. Алтухов (1967) и И.Ю. Славин (1968) защитили кандидатские диссертации. В диссертационной работе С.М. Алтухова "Повышение долговечности и эффективности работы мембранных компрессоров высокого давления" в результате проведенных опытно-конструкторских работ разработан метод устранения неплоскостности мембран путем установки в блок с предварительным растяжением. Выбран и рекомендован материал для изготовления мембран. В диссертационной работе И.Ю. Славина "Исследование возможностей повышения долговечности поршневых уплотнений из политетрафторэтилена с комбинированным наполнителем в компрессорах без смазки" на основе теоретических и экспериментальных исследований установлена закономерность распределения нагрузки по отдельным кольцам поршневого уплотнения и доказана возможность создания поршневого уплотнения, имеющего повышенную в два раза долговечность за счет равнораспределенного перепада давления по уплотнению, путем соответствующего выбора его параметров.

В рассматриваемый период в отделе произошли структурные и кадровые изменения. В мае 1968 г. А.Н. Жеребцов ушел на пенсию, вместо него начальником лаборатории 32 назначен С.М. Алтухов. В конце 1968 г. в отделе образовано еще одно специальное конструкторское бюро - КБ 3, руководителем его назначен Р.И. Гиро (декабрь 1968 - март 1973). Начальником КБ 2 вместо него назначен Виктор Алексеевич Соколов (декабрь 1968 - май 1979), работавший в этом же КБ групповым инженером. Через год после ухода на пенсию начальника лаборатории 31 А.Б. Вершка (июль 1970) лаборатории 31 и 32 объединили в одну лабораторию 31 под названием "Лаборатория спец. мембранных и поршневых компрессоров". Ее руководителем назначен кандидат технических наук С.М. Алтухов (октябрь 1972 - май 1979).

По результатам научно-исследовательских работ, проведенных в отделе, Эдуард Александрович Левин в 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование возможности повышения коэффициента подачи мембранного компрессора". В диссертационной работе предложено уточнение методики термодинамического расчета мембранных компрессоров в части учета влияния упругих свойств гидропривода, а именно, собственно жидкости, содержащегося в ней воздуха и упругих свойств элементов конструкции.

В течение девятой (1971-1975 гг.) и десятой (1976-1980 гг.) пятилеток отдел 03 продолжал создание новых компрессорных машин и агрегатов, как общего, так и специального назначения. В частности, были созданы агрегаты серии "Пуск-море", которые приняты к серийному производству, агрегаты ГКА-0,04/250, ГУ-0,6/25-1 и другие.

С приходом в отдел 03 в качестве его начальника Э.С. Гриднева КБ 3 было ликвидировано, его руководитель Р.И. Гиро в марте 1973 г. переведен на должность заместителя начальника отдела.
В 1977 г. в отделе 03 числилось 48 человек. В Конструкторском бюро по поршневым компрессорам специального назначения (КБ 1) под руководством начальника бюро Н.М. Сахарова работали 19 сотрудников, разделенных на 3 группы: Группа по разработке перспективных компрессоров для экономических систем (в группе 7 сотрудников; руководитель группы групповой инженер А.Я. Семенова), Группа по разработкам специальных компрессорных агрегатов с повышенным техническим ресурсом (в группе 7 сотрудников; руководитель группы групповой инженер В.Г. Савушкин), Группа по разработкам компрессорных агрегатов с требованиями ВАХ-74 (в группе 5 сотрудников; руководитель группы групповой инженер В.И. Ремизов). В Специальном конструкторском бюро по мембранным компрессорам специального назначения (СКБ 2) под руководством начальника бюро В.А. Соколова работали 15 сотрудников, разделенных на 3 группы: Группа мембранных компрессоров сверхвысокого давления (в группе 6 сотрудников; руководитель группы групповой инженер-конструктор В.А. Соколов), Группа по специальным мембранным компрессорам сверхвысокого давления (в группе 4 сотрудника, в том числе старший научный сотрудник ккандидат технических наук Э.А. Левин; руководитель группы групповой инженер В.Д. Кузнецов), Группа специальных мембранных компрессорных установок (в группе 5 сотрудников; руководитель группы групповой инженер Н.Л. Пелеева). В лаборатории 031 по специальным мембранным и поршневым компрессорам под руководством кандидата технических наук С.М. Алтухова работали 10 сотрудников, разделенных на 2 группы: Группа по специальным поршневым компрессорам ( в группе 5 сотрудников; руководитель группы старший инженер Л.И. Антонова), Группа по виброакустике компрессоров (в группе 5 сотрудников; руководитель группы старший научный сотрудник Н.В. Соломатин).

В мае 1979 г. лаборатория и конструкторские бюро были преобразованы в секторы: Исследовательский сектор по поршневым и мембранным компрессорам, Конструкторский сектор по поршневым компрессорам (сектор 1) и Конструкторский сектор по мембранным компрессорам (сектор 2).

Руководителем Исследовательского сектора назначен С. М. Алтухов (май 1979 - декабрь 1985); ушедшего из института по состоянию здоровья Сергея Михайловича сменил Владимир Дмитриевич Кузнецов (февраль 1986 - сентябрь 1993); после его ухода из института начальник сектора больше не назначался.
Начальником Конструкторского сектора 1 назначен Н.М. Сахаров (май 1979 - сентябрь 1982); до 1985 г. на эту должность никто не назначался, затем сектор 1 возглавил Владимир Георгиевич Савушкин (май 1985 - сентябрь 1993); после перевода его на должность начальника отдела 03 руководитель сектора 1 больше не назначался.

Начальником Конструкторского сектора 2 назначен Виктор Алексеевич Соколов (май 1979 - июль 1984), который в июле 1984 г. перешел в отдел 05 института на должность главного конструктора проекта; после его ухода начальник сектора 2 больше не назначался, а в 1989 г. Конструкторские секторы 1 и 2 были объединены в один Конструкторский сектор под руководством В.Г. Савушкина.

В течение одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) и в последующие годы отдел продолжал работать над созданием новых компрессорных агрегатов специального назначения, отвечающих требованиям 3 по виброакустике, и предназначенных для военно-морского флота. В частности, в этот период под руководством Н.М. Сахарова были созданы компрессорные агрегаты ГКА-0,15/100 и ГКА-0,25/100 (ведущий конструктор Н.М. Трусова), отвечающие указанным требованиям, и переданы в серийное производство. Первая партия (шесть компрессорных агрегатов ГКА-0,25/100), изготовленная на ЭЗН, была поставлена на действующий объект для штатной эксплуатации.

Седьмым кандидатом технических наук из сотрудников отдела стал Александр Викторович Жуков, который в 1987 г. защитил диссертацию на тему "Повышение эффективности мембранного компрессора с гидравлическим приводом путем применения неметаллической мембраны".

С целью обеспечения выполнения государственных программ и международных обязательств по специализации отделения 10 и в связи с сокращением объема работ по созданию компрессорных машин отдел 03 с 01 октября 1994 г. введен в состав отделения 10, где на его базе образован "Научно-исследовательский и конструкторский отдел компрессорных машин и нагнетательного оборудования" с присвоением ему 10/5. Исследовательский и Конструкорский секторы, как структурные подразделения в отделе, ликвидированы.


← К оглавлению