Невероятной судьбы Человек!

«Всю жизнь я, как заведенная машина, делаю все с расчетом не терять даром ни одной минуты. Может быть, это кое-кому покажется скучным и серым, но я убежден, что каждый культурный человек обязан планировать свое рабочее и личное время и использовать его наиболее рационально» (Н.П. Каманин).

Федерация космонавтики России 19 октября 2023 г. провела торжественное собрание, посвященное Дню начала космической эры на тему: «Жизнь замечательных людей отечественной космонавтики – 115 лет со дня рождения Н.П. Каманина», на которую были приглашены сотрудники АО «НИИхиммаш». 

Николай Петрович Каманин – легенда советской авиации, имя которого навсегда останется в истории советской авиации. Этот выдающийся летчик, герой Советского Союза, внесший огромный вклад в развитие авиации и ставший символом отваги и преданности своей стране. Родился Николай Петрович 18 октября 1909 года в городе Меленки, Меленковского уезда Владимирской губернии. Еще с детства он проявлял интерес к авиации и мечтал стать летчиком, поэтому, окончив школу, Николай приписал о себе в документах на год больше, чтобы поступить в летное училище. В 1929 году, после окончания Борисоглебской летной школы, Каманин получил назначение в 40-ю Особую авиационную эскадрилью им. Ленина. Он прошел путь от младшего военного летчика до генерал-полковника авиации и проявил себя как выдающийся военный летчик и военачальник, обладающий невероятной мастерством и смелостью.

В феврале 1934 года Николай Петрович столкнулся с одним из значимых испытаний своей карьеры – спасательной операцией экипажа и пассажиров потерпевшего крушение парохода «Челюскин» в Чукотском море. Судно было раздавлено силой льда, вся команда экспедиции оказалась на паковом льду и 2 месяца ожидала спасения в тяжелейших условиях.Каманин был назначен командиром авиационной группы, ответственной за поиск и эвакуацию выживших. Совершая серию авиационных вылетов на самолёте Р-5, в тяжелых метеорологических условиях и на расстоянии протяжённостью около 2500 км от Олюторка до Ванкарема его отряд проявил удивительную отвагу и выдержку. Усилия Каманина и его команды привели к спасению 104 человека, за что Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин и Михаил Водопьянов были удостоены высших государственных наград. Николай Петровичу была вручена «Золотая звезда» Героя Советского Союза за номером 4 за спасение 34-х участников арктической экспедиции парохода «Челюскин».

После операции по спасению он продолжил служить в Военно-воздушных силах СССР. В 1939 году Каманин окончил академию имени Н.Е. Жуковского, после чего командовал авиабригадой, а затем – авиадивизией. Участник советско-финляндской войны 1939-1940. В 1940-1942 – заместитель командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. В первые месяцы Великой Отечественной войны занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для их отправки на фронт. C июля 1942 – командир 292-й штурмовой авиационной дивизии (Калининский фронт), с февраля 1943 – командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Части под его командованием участвовали в Великолукской, Киевской, Белгородско-Харьковской, Корсуньско-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали Украину, Румынию, Польшу, Венгрию и Чехословакию. В это время он внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий самолетов Ил-2. Благодаря своим знаниям и опыту, Каманин смог сделать значительные улучшения в конструкции самолета, что повысило его боевые характеристики и надежность, который тогда назвали самолетом поля боя, «летающим танком», а враги — «черной смертью».

После войны Н.П. Каманин работал в Управлении Гражданского воздушного флота, в 1948-м возглавил организационное бюро ДОСААФ – новое оборонно-патриотическое Добровольное общество содействия авиации. Окончил академию Генерального штаба, командовал авиацией Туркестанского военного округа.

С июня 1966 года руководил подготовкой космонавтов. Огромный труд вложен им в организацию строительства Звездного городка и формирование коллектива Центра подготовки космонавтов. Николай Петрович внес огромный вклад и в обучение новых поколений летчиков. Он был директором Центрального института авиационного медицинского обслуживания и подготовки летного состава, где разрабатывались новые методы обучения и тренировки летного состава. Благодаря его усилиям и всестороннему подходу к подготовке космонавтов — теоретический, физический и морально-психологической уровень подготовки советских летчиков значительно повысился, что сказалось на эффективности и безопасности в полетах.В то время, как Главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев полностью отвечал за технику – ракеты-носители и космические корабли, генерал Каманин нёс всю ответственность за людей, летающих на этой технике, за «человеческий фактор». Были у него и другие, достаточно сложные зоны ответственности, такие как координация деятельности КБ, создававших системы жизнеобеспечения для космонавтов, поиск и вывоз приземлившихся спускаемых аппаратов и их экипажей. Каманин провожал их и в полет – начиная с Юрия Гагарина, которого, как будущего космонавта представил 10 апреля 1961 года на Байконуре государственной комиссии.  12 апреля, за час до прибытия Гагарина на космодром, поднявшись вместе с ведущим конструктором корабля «Восток» Олегом Ивановским, он лично проверил работу замка ракеты, необходимого для перевода полета на ручное управление.

Будучи требовательным к себе и сослуживцам, он ценил в человеке способность оставаться самим собой в любой обстановке. Свои принципиальные позиции по важнейшим проблемам освоения космоса он твердо отстаивал во многих государственных инстанциях, за что к нему с большим уважением относились Главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин и академик С. П. Королев, а Герман Титов, за волевой и целеустремленный характер называл его «наш суровый батька». Николай Петрович стал примером для многих поколений летчиков и продолжает вдохновлять молодых людей, мечтающих о полете. Награжден 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова, Кутузова и др. Он ушел из жизни в 1982 году, но его наследие продолжает жить. Его имя носит улица в Москве, а его достижения и подвиги остаются в сердцах людей, восхищающихся смелостью и преданностью этого выдающегося человека!